Взгляд древнего славянина на себя самого

Взгляд древнего славянина на себя самогоПоследнее представляется определенной идеологической передержкой даже для современного языка (или, может быть, испанский составляет здесь исключение?), но и для древности, в частности — для праславянской, этот второй подход (последовательность, иерархизация), как это ни странно, обернулся бы определенной модернизацией и анахронизмом. Мы начинаем с человека и выражений (праславянских и более древних) его отношения к главным моментам его жизни (рождение, смерть), к его статусу среди себе подобных — прежде всего — и в окружающем мире вообще. Разумеется, не приходится и думать о том, чтобы охватить в едином обзоре сразу все отношения человека ко всем моментам и объектам, да это и не было нашей задачей. Задача состоит в том, чтобы выявить главное, что в известной степени гарантируется правильным определением ключевого слова, каким для древних славян и их культуры было слово (и гнездо) ‘свой’. Как мы можем представить себе это сейчас, древний славянский человек стремился понять себя и все с собой связанное. Таким образом, цель наших далеких предков не так уж далека от неизменной высшей цели самой высокой науки также нашего настоящего и будущего — познать самого себя. Не зная этого завета современной им античной греческой учености, носители праславянского языка выражали приблизительно те же стремления. Выбор такого именно аспекта — взгляд древнего славянина на себя самого и на свои отношения к остальному окружающему миру — позволил уделить одно из центральных мест гнезду слов и понятий ‘свой’, многообразно манифестирующемуся на славянском и индоевропейском материале. Если добавить, что при этом достигается хотя бы в какой-то степени взгляд на праславянскую культуру изнутри, глазами и умами ее носителей, то можно согласиться, что это предмет, достойный внимания науки. Несколько предвосхищая часть дальнейших рассуждений, все же отметим, что при рассмотрении темы «Культура» аспект, выраженный кратко противопоставлением ‘свое’ — ‘не свое’, приобретает основное значение, ибо что такое культура (лат. cultura буквально — ‘возделывание’, а у чехов до сих пор есть хороший пуристический синоним-калька vzdelanost, vzdeldni ‘культурность, культура’) как не возделывание, культивация своих отношений, потребностей, возможностей ко всем мыслимым объектам.