Археологические следы

Археологические следыГоломб, который поселяет древних балтов в верховьях Днепра и Дона, — а главное — заставляет их уйти «оттуда прямо на запад, в направлении Балтийского моря». По этой линии — начало или отсутствие лексических связей, общих новообразований — идет изучение древнеевропейских диалектов. Констатируется, например, отсутствие соседства древних германцев и древних греков [28]. Греки — это особая глава индоевропейской проблемы. Утверждения, что греки направлялись в Эгеиду из Малой Азии (15, т. П, с. 899), кажутся сомнительными ввиду стойкой античной традиции ионической миграции, наоборот, — в Малую Азию из Аттики XI-X вв. до н.э., которая подтверждается археологически [29, Bd. 2, Sp. 1436-1437] и, возможно, лингвистически, ср. ‘Атт1ХГ|(уЛ) — ‘Отцовская (земля)’, если от йтта ‘отец’ (любопытен фамильярный статус производящего и производного)*, аналогично |ir)Tp6jioXig — ‘главный город, город-мать’ (тоже в отношении к колонии). Греки пришли в Грецию, очевидно, с севера, одно из их полулегендарных названий — Aavaot, данайцы — указывает прямо на Дунай, сохраняя архаичную форму названия среднего течения этой реки [30, S. 408]. Есть мнение, что традиция о походе аргонавтов на север — это раннее предание о «возврате греков» [31, р. 65]. Археологические следы важной проблемы прихода греков в Грецию и Эгеиду, конечно, еще предстоит изучать специалистам. Армяне — столь же обособленная индоевропейская ветвь, как и греки, но их пути и контакты затрагивают многие другие индоевропейские группы. И опять-таки мнение, что протоармянский лишь незначительно перемещался внутри Малой Азии, наталкивается на лингвистические противоречия. Даже если оставить пока в стороне крайние концепции — о встрече праславян и праармян на Украине [32, р. 142] или о соседстве армян с индийцами к северу от Черного моря [3, с. 239], не говоря уже о киммерийской теории генезиса армянского [33, S. 165, 204, 217], то палеобалканские связи и истоки армянского до его появления в Малой Азии и на Армянском нагорье остаются вне всяких сомнений. Достаточно сослаться на известную традицию Геродота о том, что «армяне — фригийские колонисты» (‘Apjjivioi Фрггубту UJIOIXOI).