Невольно вспоминается тут загадочное название «северного океана», которое Плиний, с чужих слов, приписывает кимб-рам — Morimarusa: Philemon Morimarusam a Cimbris vocari, hoc est mor-tuum mare ‘Филемон (сообщает), что он (северный океан) у кимбров называется Morimarusa, то есть мертвое море’ (С. Plin. Sec. Nat. hist. IV, 13). Кимбры — германское племя, но выражение Morimarusa — явно негерманское. Описываемые Плинием здесь же «берега Скифии» и выбрасываемый волнами янтарь свидетельствуют о том, что речь идет о Балтийском море, а сведения получены с Янтарного пути, который пролегал через Среднее Подунавье. Отсюда, видимо, и происходит в результате неточно паспортизованной информации и плиниевское Morimarusa, о котором можно довольно уверенно сказать, что это выражение на индоевропейском (негерманском) языке и глоссируется оно у Плиния весьма правдоподобно: «mortuum таге, мертвое море». На основании глоссы членить его следует как mori marusa, выражение из двух слов, первое из них — и.-е. *mori, а второе, видимо, носитель значения ‘мертвое’, без натяжек идентифицируется как прич. прош. на — us — («умершее»). Название моря в этой форме могло быть у кельтов, которые бывали на Среднем Дунае, но в кельтском не было причастий на — ues-, — uos, — us, известных в индоиранских, греческом, балтийских, славянских [137]. Нам остается лишь высказать гипотезу, что Mdramaros = Morimarusa и что здесь отражено праслав. *тог’е тъгъ$е (или раннепраслав. *mari mrusjal) ‘умершее море’. Исследователи отмечают существование в Потисье значительного района затопления вплоть до недавнего времени [132, с. 164]20. Очень близкую к славянской форму названия моря имел, по-видимому, также фракийский, ср. сложный этноним Mapiav6wo?, Mariandyni, название обитателей приморского района Малой Азии — от *marian ‘море’, но Morimarusa — не фракийское название. Морская семантика и.-е. *mori применена в нем к внутрикон-тинентальному разливу фигурально, ср. и (фигуральное) употребление здесь причастия ‘умершее’.
Мнение о том, что праславянская территория была значительно ближе к балканско-анатолийским культурам, чем принято обычно думать, высказывал Будимир [138]. Вообще проблема дунайской прародины славян имеет сторонников в югославской исторической и археологической науке21. К этому следует добавить отмечавшееся и в нашей литературе большое совпадение ареала пражской (достоверно славянской) керамики и распространения склавен по Иордану в основном на Среднем Дунае [140; 118, с. 77].