Синкретизм

Синкретизм[12] (с авторами можно полностью согласиться, когда они указывают на архаизм оборотов, сохранившихся в современных славянских языках: свои, свои люди, но приписываемая ими (а ранее них Бенвенистом) индоевропейскому *sue — семантика ‘свой брачный класс’ выглядит излишне специализированной). Прямым продолжением и.-е. *sue — является слав. *svojb, ключевая позиция которого в славянской лексике и культуре представляет собой удивительный степенью своего сохранения архаизм. Собственно, именно лексико-понятийное гнездо слав. *svojb дает возможность аналогичной реконструкции и и.-е. *sue — как ключевого слова еще более древней культуры. Таким образом, если считается возможным говорить о ключевых терминах отдельных тематических групп лексики. В этой связи, думаю, любопытно сослаться на весьма близкие данные о высокой частотности сербохорватского местоимения svoj по двум современным хорватским частотным справочникам И. Фурлана и 3. Шолта, указывающим 22-ю позицию (Фурлан) и 24-ю позицию (Шолт) для этого важного слова. См.: Bujas Z. Neka svojst-va Cestotnog ustrojstva hrvatskog leksika // Filologija. Knj. 16. (Zagreb), 1988, S. 55. — Следует иметь в виду ограниченный объем выборки обоих названных справочников (100-300 тыс. словоупотреблений в современных текстах) как это делают применительно к словам *sQdb, *r%db в языке древнего славянского права [13], то слав. *svojb представляется нам ключевым словом славянской и праславянской культуры в целом, принимая во внимание его уникальное сочетание, синкретизм прономи-нальных функций и различимых родоплеменных терминологических истоков (с развитием также в терминологию родства, жизненного статуса, самосознания и праведной смерти, подробности в силу их значительности для исследуемого предмета будут обсуждены ниже), т.е. фундаментальную архаичность, в соединении со столь же редкостной неугасающей активностью и по-прежнему живыми связями с категориями самосознания и мировоззрения славян как древнего, так и нового времени. Достаточно вспомнить страстное обращение к болгарам Паисия Хилендарского (XVIII в.) в его «Истории славеноболгарской»: «Ты, болгарине, не прелащаи се! Знай свои родъ и «зикъ». Модель ‘свой род’ — несомненно, праславянская и праиндоевропейская, и даже если индоевропейская реконструкция слав. *rodb (*ordb?) вызывает ряд затруднений и если праславянско-му словосочетанию *svojb rodb предшествовало в том же значении и.-е.